Депрессия

Что это и как с ней бороться

Депрессия

Депрессия – это наиболее распространенное психическое (психологическое) расстройство. Это снижение настроения и работоспособности в течение длительного времени, а также появление различных проблем со здоровьем (соматических, то есть происходящих в теле). По статистике, депрессиями разных видов страдает каждый пятый человек на Земле. Нужно различать депрессию как заболевание (постоянное состояние психики и соматики) и депрессивные реакции на конкретный стресс, например, развод, болезнь, потерю работы и прочее. Если Вы потеряли интерес к жизни, энергию, сон, аппетит, интерес к противоположному полу, вы чувствуете себя никчемным, ничтожным и никому не нужным, у вас постоянное глубокое чувство тревоги, апатии, стыда или гнева, возможно – у Вас депрессия. Сама она не пройдет, в отличие от депрессивной реакции на какую-то ситуацию. Для лечения депрессивного расстройства необходима квалифицированная помощь психотерапевта.

«Депрессия – это болезнь, имеющая биологические, социальные и психологические компоненты. Ее нужно лечить. Часто она переходит в хроническое состояние с обострениями и ремиссиями. И одной лишь силой воли здесь не обойтись.»

(М. Голант, С. Голант «Что делать, когда тот, кого вы любите, в депрессии»).

Существуют разные варианты лечения депрессии. Они зависят от ситуации и запроса клиента. Сразу стоит отметить, я не занимаюсь лечением симптомов, а работаю с психикой человека целиком. Для лечения депрессии необходимо найти ее глубокие личностные причины, а сама по себе депрессия – вторичный симптом. Бывает наоборот, депрессия является следствием соматических болезней и состояний (некоторых процессов в головном мозге, нервной и эндокринной системе, вирусных и иных заболеваний). Поэтому иногда необходимо назначение медикаментозной терапии, хотя к ней в своей практике я прибегаю редко.

В любом случае, перед лечением нужно удостовериться, что у пациента именно депрессия, выяснить ее вид, глубину, разобраться с причинами, и уже после переходить к ее комплексной терапии.

Как может проявляться депрессия

Существует несколько явных признаков, которые каждый человек может диагностировать у себя самостоятельно:

1. Пессимизм и апатия. Это не просто пара дней плохого настроения. Это жизнь на грани отчаяния: ничто не радует, замедляется мыслительная деятельность, сложно сосредотачиваться на работе и повседневных делах, в мыслях только негативные воспоминания и переживания.
  2. Бессонница или наоборот пересыпание.
  3. Утомляемость.
  4. Мысли о смерти или самоубийстве.
  5. Глубокая меланхолия.
  6. Расстройство пищеварения и другие симптомы телесных болезней.
  7. Навязчивое поведение или неистребимые привычки: игра в карты, сексуальные пристрастия, алкоголизм.
  8. В случае маниакально-депрессивного психоза, который также называют биполярной болезнью, происходит смена высокой активности периодами отупляющей бездеятельности и подавленности.

Затяжной характер вышеперечисленных состояний может быть признаком того, что, возможно, у Вас депрессия и нужна помощь психолога (психотерапевта). Но точно определить необходимость в лечении поможет только специалист.

Депрессивные состояния

Возможные причины наступления депрессии

На развитие любого депрессивного состояния влияет ряд факторов как внутренних, так и внешних. Причиной могут послужить психологические состояния, постоянный стресс. Часто это может быть подавление эмоций, внутренний конфликт (невозможность принять стыд, вину), установка на положительный эмоциональный фон и подавление проблем.  Также депрессии могут развиваться из-за генетической расположенности, эндокринных сдвигов, врожденных или приобретенных органических дефектов центральной нервной системы.

Нарушение обмена веществ

например, серотонина, норадреналина и др. веществ головного мозга

Привыкание к алкоголю

алкоголизм или другие проблемы также могут приводить к депрессивному состоянию

Некоторые другие состояния

например, болезнь Паркинсона, нарушение внимания, гепатит, опухоли, ПМС, рождение ребенка

Вирусные инфекции

мононуклеоз, синдром Эпштейна-Барра, синдром хронической усталости, СПИД и даже грипп.

Как побороть депрессию и страх самостоятельно?

Избавиться от депрессии без психотерапии нельзя. Для этого было бы достаточно осознать причины или привычные сценарии психической жизни, который привели к этому состоянию и отказаться от них. Но, к сожалению, если человек уже попал в состояние депрессии, то взглянуть на себя со стороны, осознать корни депрессии, а главное, найти в себе силы перестроить всю свою психику и личность, чтобы у депрессии не было причин, сам он не может. В этом не поможет смена обстановки, физические нагрузки, свежий воздух. Если депрессия не зашла слишком далеко, если это проблемы зрелости или же пограничные состояния, то самостоятельное решение проблемы возможно. Если же речь идет о невротической депрессии, то выйти из депрессии без психолога практически невозможно.

Профилактика депрессии возможна и даже желательна

Предотвратить появление депрессии можно, если придерживаться пунктов психогигиены человека, предложенных Альфредом Лэнгле. Также необходимо стараться обращаться к психологу при первых признаках депрессии, а не на поздних стадиях, когда выйти из депрессии без помощи психолога уже очень трудно. Поэтому обращайтесь к психологу на ранних стадиях. Так вы сохраните время и деньги. При депрессии психолог (психотерапевт) поможет не только ситуативно справиться с расстройством, но и найти способ быть собой. Это сводит причины психогенной депрессии практически к нулю. Чтобы записаться на консультацию или подобрать формат лечения депрессии или фобии в нашей клинике в Санкт-Петербурге, запишитесь на прием.

Помощь психолога

Как психолог (психотерапевт) помогает избавиться от депрессии

В моей практике ведется индивидуальная работа с каждым пациентом. Это помогает понять причины, уровень проблемы и вылечить депрессивное расстройство. Первая встреча – ознакомительная, затем понадобится 4-6 сеансов для диагностики и налаживания контакта, без которого взаимодействие с психотерапевтом не будет результативным. Иногда, хотя и редко, уже на этой стадии клиент получает желаемое облегчение своих проблем, и ему достаточно. Затем проводится около 25 встреч, как правило, в течение 4-6 месяцев, для получения первых результатов: клиент понимает, как устроена психотерапия, учится сам влиять на свою психику и делать самостоятельный выбор. Далее психотерапевт и клиент решают, нужно ли им дальше взаимодействовать и в каком формате. Глубокие изменения психики возникают не менее чем за год.

Говорить, что психолог помогает избавиться от депрессии – не совсем точно, психолог дает клиенту силы и возможность в целом измениться так, что депрессия ему уже не нужна. Поэтому речь не идет о том, что вы обращаетесь в клинику лечения депрессий и фобий в Санкт-Петербурге – вы обращаетесь к психотерапевту, который помогает вам стать цельной и здоровой личностью. Звоните: 8 (911) 795-77-70.

В моей официальной группе есть отличная подборка материалов по депрессии.