Этапы психотерапии: как строится контакт?

03.11.2017

Первый этап: анализ или проживание?

Основное отличие онлайновой психологической помощи от очной терапии заключается в характере формирования первичных ощущений. Первый этап – это контакт с клиентом, вход в работу, сбор информации о клиенте, его проблемах и переживаниях. И вот это сбор при разных видах психотерапии происходит на разных уровнях.

Очная терапия – это, прежде всего, чувствование. Я ощущаю приходящего ко мне человека полностью, как визуально и вербально, так и невербально. Я ощущаю его целиком, как и он меня. В терапии, особенно в гештальт-терапии, очень многое выстраивается на межличностном отношении, на диалоге «терапевт-клиент». Залогом этого служат как раз те переживания, которые возникают у клиента в связи с терапией, и у терапевта в форме эмоционального отклика на происходящее с клиентом. Терапевт в данном случае проводит ряд экспериментов на фокусировку проблем клиента, на предмет того, чтобы повысить осознанность этого фокусирования или, наоборот, ослабить влияние при необходимости. Эти вещи лучше работают при очном присутствии, так как возникает сразу целый комплекс ощущений.

Психологическая помощь

Психологическое консультирование онлайн работает несколько иначе. Здесь меньше ощущений и больше анализа. Я меньше чувствую клиента, но больше систематизирую то, о чем он говорит. Для клиента разница тоже выражена в том, что этап переживаний «здесь и сейчас» сдвигается, и на первый план выходит диагностическая часть. У человека возникает больше вопросов на понимание механизмов терапии: как это работает, что такое его личностные механизмы, почему происходит именно так, что и как можно сделать и т.д.

Второй этап: «профессиональный покупатель»

Первый этап обычно длится несколько встреч, в зависимости от особенностей клиента. Далее происходит то, что я называю развитием «профессионального покупателя».

Когда человек только приходит на терапию, он еще не знает, что это, как и зачем. Он просто приносит себя как объект и говорит: «Посмотрите, что со мной». Затем в процессе работы у человека появляется понимание, как работает инструмент психотерапии, и он начинает сотрудничать. Он указывает уже на конкретные проблемы, говорит, что если я сделаю так, то он почувствует одно, а если вот так – то другое. То есть от абстракции мы переходим к конкретике, начинается этап управления вниманием по переключению на главное, по осознанию стереотипов.

В очной терапии «профессиональный покупатель» формируется сначала через переживания, затем через анализ. При получении консультаций психолога онлайн идет сначала анализ, то есть данный этап тоже проходит по-разному.

психологическая помощь

Третий этап: партнерство

Обычно период становления профессионального покупателя занимает до полугода. В дальнейшем, когда терапевт и клиент становятся реальными партнерами по взаимодействию, терапия идет достаточно одинаково и в очном формате, и при психологическом консультировании онлайн.

Мы работаем сообща, понимаем, какие есть минусы в нашем взаимодействии, и корректируем их. На этом этапе разница между видами терапии практически нивелируется, появляется больший объем и по проживанию, и по информационной части, и контакт двигается полноценно. Этот процесс в среднем тоже длится несколько месяцев.

Резюмируя, скажу, что так называемые «границы контакта» при очной терапии больше. Я контактирую с человеком всем собой, а не какой-то одной частью, не просто картинкой на экране. С клиентом происходит то же самое: в очной терапии он поначалу больше раскрывается, нежели при получении консультации психолога онлайн. Однако аналитическая часть, которая активно работает в скайп-терапии, тоже очень важна, а при очном взаимодействии в первые этапы она выражена слабее. То есть, очная форма и психологическая помощь онлайн – это инструменты, имеющие различия. Однако если речь идет о длительной терапии, то разница со временем исчезает в любом случае.