Простые ответы на часто задаваемые о психотерапии вопросы

06.03.2018

В этой статье я собрал ответы на те вопросы, которые мне чаще всего задают люди, начинающие интересоваться психотерапией. Материал будет особенно полезен тем, кто рассматривает возможность изменения затруднительной жизненной ситуации с помощью психотерапии.

 

1. Простой ответ на вопрос «Чем занимается психотерапия?»

 

Если говорить о психотерапии в целом, то хочется особо отметить, что это направление работает не только с симптомами и проблемами. Известный психотерапевт Ролло Рис Мэй писал: «Единицей изучения в психотерапии является не «проблема», с которой пришёл клиент (например, алкоголизм), или поведенческий стереотип, или диагностическая категория заболевания (например, истерия, фобия и т.п.). Единица изучения – «существование-двух-личностей-в-мире» в пространстве, представленном в данный момент комнатой терапевта».


В большинстве случаев устранение неприятных симптомов и последующее появление ощущений радости, счастья, комфорта, а также развитие материального благополучия являются естественным следствием жизнедеятельности человека, который делает свое дело с умением и любовью и живёт полностью осознанно.

 

Случается, что симптом неблагополучия настолько силён, что есть насущная необходимость работать с ним отдельно. Например, при алкоголизме. Сначала нужно назначить лекарства, вывести из запоя и уже потом, когда ликвидированы симптомы абстиненции, можно начинать работать глубже. Когда болезнь ещё не запущена до предела, можно и нужно сразу разбираться – почему человек пьёт, что его тяготит в процессе взаимодействия с миром, какие элементы этого взаимодействия он «добирает», злоупотребляя алкоголем.


В отличие от классической медицинской модели помощи, в рамках которой осуществляется влияние врача на организм и психику больного, я как психолог и психотерапевт выступаю, скорее, в роли партнёра по диалогу, имеющего определённые знания, ценности и навыки общения. В терапии приобретается опыт реального взаимодействия и осознанности. Опыт осознанности – это не умозрительный фантом, а то, что в обязательном порядке нужно пережить каждому. И пережить в достаточной мере, чтобы в дальнейшем иметь возможность опираться в жизни на себя и не терять способность отличать осознанную реальность от иллюзорного, воображаемого.


Одна из моих функций как психотерапевта – создание среды, где фокус внимания сосредоточен не только на своём внутреннем мире, но и на внутреннем мире человека рядом. В обычных условиях у нас не всегда есть возможность подобного взаимодействия. С ранних лет нас ориентируют на достижение социальных результатов, зарабатывание денег, культивирование своего статуса и т.д. Современное общество основано на «ценностях достижения». В психотерапевтических отношениях есть возможность и  достигать, и, что не менее важно, – постигать. Постигать внутренние механизмы происходящего, Самость, смыслы, Другого. Зачастую жизнь требует от нас немедленных решительных действий и проявления активности. Психотерапия же помогает обрести глубокое понимание не только того, для чего и как надо действовать, но и, главное, понять самого себя и тех, кто рядом.

 

2. Простой ответ на вопрос «Чем может быть полезен психотерапевт?»


Моя работа направлена на помощь человеку в осознании себя, своих способов взаимодействия с миром, в обретении ответов на вопросы «Кто я? Чего я хочу?». Осознанность помогает лучше ориентироваться в собственной жизни и принимать продуктивные решения. Чтобы иметь наиболее полное (адекватное) представление о самом себе, нужно сначала обнаружить себя, отделить от «семейных установок», от стереотипов, от различных невротических процессов.

 

Прозвучит необычно, но это факт: многим людям только кажется, что они существуют по-настоящему независимо. Бывает очень трудно отличить «кажущееся Я» – интеллектуальное или социально-ориентированное – от подлинного. Многие люди имеют разорванную идентичность, их представления о себе часто сотканы из противоречий. Часто люди думают, что знают, чего они хотят, но при проверке оказывается, что это не так. Многие из нас не способны отличить свои потребности от навязанных ближайшим окружением в детстве.


Развитие ребёнка строится в условиях прямой зависимости от внешнего мира. У него есть потребности, а у среды есть возможности для их удовлетворения. Родители часто не понимают, чего хочет ребёнок, а только догадываются о его потребностях, опережают или, наоборот, не замечают их. В результате у ребёнка с самого раннего возраста плохо формируется распознавание своих нужд. Он как будто бы чего-то хочет, но сам не понимает, чего именно. Возможно, спать. Или, может быть, есть. И тогда он вместо того, чтобы спать, ест. Или наоборот. Или вместо, скажем, банана ест орех, потому что родители в ответ на его возбуждение и слюноотделение всегда предъявляли орех, и теперь ребёнок предполагает, что хочет именно его. Для того чтобы научиться видеть себя и распознавать свои потребности, нужен чуткий внешний мир. Если его не было, а было окружение, неосознанно или осознанно навязывающее свои представления, то человек вырастает и не знает, кто он, не ориентируется в своих чувствах и потребностях.


Одна из моих главных задач в психотерапии – помогать человеку узнавать себя. Помогать осознать себя, обеспечить уважение к субъективному миру клиента, не говорить «такого не бывает». При этом мне важно не терять собственных чувств и реакций, быть Другим. Понимающим, воспринимающим, но Другим. Так обеспечивается внешний мир, обычно иной, не стремящийся к навязыванию, более эмпатичный и в то же время имеющий ясные границы, чем тот, в котором формировались многие личности. Такой подход даёт возможность узнать себя, определить характеристики среды и получить возможность выбора, который ранее не был виден изнутри прежних сценариев. Осознавая таким образом старый опыт, человек движется к обретению нового и получает возможность достижения своих индивидуальных потребностей.

 

3. Простой ответ на вопрос «В каком методе/направлении вы работаете?»


Как специалист я работаю не только знаниями и умениями, но и в значительной степени собой, то есть своими чувствами, творчеством и живыми реакциями. Профессиональные знания психотерапевта и психолога – это инструменты. Не всегда, кстати, совершенные, зачастую требующие усовершенствования, доработки. Важно помнить – каким бы ни был инструмент, им пользуется конкретный человек. Именно происходящее в «человеческом аспекте» психотерапии, на мой взгляд, оказывается наиболее важным. Многие глубинные проблемы, возникшие в раннем детстве в результате сильно искажённого, несовершенного взаимодействия с представителями внешнего мира (например, родителями) «лечатся» тем, чем они вызваны, – отношениями. Конечно, они не такие, как с приятелем или близким. Психотерапевтические отношения выстроены особым образом в виде системы взаимоотражения двух феноменологий.


Очень часто люди приходят к психологу, как к своему лечащему врачу, образно говоря, сдаваться. Они ждут, что специалист выполнит определённую «настройку», после чего они ощутят, стало им хорошо или нет. Но психология работает не так. Так работает медицина, психиатрия.

 

Важно приходить именно к человеку, общаясь с ним на равных. Ошибочно видеть психотерапевта как универсальный «набор чудесных инструментов» для решения всех жизненных проблем. При этом, подчеркну ещё раз, я не имею в виду, что «инструменты» (знания, техники, методики и т.д.) не имеют значения. Однако принести пользу они могут только в руках развитой личности, обладающей способностью к диалогу.

 

4. Простой ответ на вопрос «Что нужно для того, чтобы сделать психотерапию максимально продуктивной?»

 

Человеку, приходящему на психотерапию, важно не только фокусироваться на проблеме, на том, как «починить» или «проапгрейдить» себя, но также стремиться увидеть свою жизнь шире и получить ответы на вопросы «Как возникает то, что происходит в моей жизни? Как я взаимодействую с собой и окружающими? Какие смыслы извлекаю из происходящего?». На этом пути психотерапия может быть очень полезным инструментом помощи. Она может помогать исследовать себя, становиться более осознанным, радостным, успешным человеком.


Я часто предлагаю клиенту не только локальный анализ отдельных проблем, но и более широкий взгляд – человек в мире, человек в своей жизни. В психотерапии ценность индивидуации для гармонии не менее значима, чем ценность решения проблем. Проблемы – это инструмент индивидуации. Возможно, это основной посыл в моей работе.

 

5. Простой ответ на вопрос «Что происходит на консультации?»

 

Первые встречи с психологом носят консультативно-диагностический характер. Это занимает примерно от одного до трёх визитов. В дальнейшем для успешной психотерапевтической работы очень важно установление контакта. Бывает, что контакт возникает не сразу. При первом приближении проблема, казалось бы, видна и понятна, но «резонанса», ощущения «зацепки» нет. Тогда мы продолжаем общение. Человек что-нибудь рассказывает, и я замечаю, что в какой-то момент у него, например, задрожал голос или изменилась поза, то есть появилось напряжение; тогда я фокусирую внимание на этих моментах. В ответ на это клиент обычно рассказывает яркую, так называемую «заряженную» историю. Так в нашем взаимодействии появляется «резонанс», позволяющий осуществить психотерапевтическую работу.


Иными словами, нет контакта – нет успешной психотерапии. Мне важно узнавать вместе с клиентом, какими способами он контактирует со мной как с частью внешнего мира, в котором и с которым он реализует свои потребности, и как это связано с его проблемой («как он делает то, что он делает»). Пока нет контакта, ничего невозможно, кроме пустых, умозрительных заключений и стереотипных советов. Психотерапия строится через контакт с Другим, повышая рост осознанности и способствуя получению нового опыта. – Здесь я, конечно, говорю не о разовых консультациях, а о более длительной психотерапии, которая требует глубокой погружённости в происходящее между специалистом и клиентом.

 

Автор: психолог и врач-психотерапевт Константин Ольховский