Фобии

Фобия

Фобия – это страх, который в какой-то момент перерос из обычного, характерного для каждого человека тревожного состояния перед определенными событиями или действиями в неуправляемую панику, которая влияет на поведение и провоцирует неадекватную реакцию. Отличить страх от фобии достаточно просто – если страх адекватен ситуации, то лечение фобий вам не требуется. Однако если какой-то страх все чаще занимает мысли, появляются проблемы со сном, а сами тревоги приобретают навязчивый характер, они иррациональны (не имеют логических, разумных оснований) и мешают вести обычный образ жизни, то можно говорить о развитии фобий. Правильнее будет называть это тревожно-фобическим неврозом или тревожно-фобическим расстройством. Также заболевание иногда называют обсессивно-фобическое расстройство, невроз навязчивости или обсессивно-фобический невроз.

Как проявляется фобия

Чаще всего фобия возникает в тот момент, когда человек непосредственно соприкасается с тем, что провоцирует страх. На более тяжелых стадиях заболевания, ужас возникает при воспоминании или одной только мысли (воображении) о предмете фобии. В этом случае могут быть следующие соматические (телесные) симптомы, говорящие о наличии фобии:

• Появление озноба.
  • Повышенное потоотделение.
  • Сердце бьется очень часто.
  • Охватывает состояние ужаса и оцепенения.
  • Темнеет в глаза. При особенно сильных приступах фобий может потемнеть в глазах и проявиться предобморочное состояние.
  • Становится трудно дышать. Затрудненное дыхание при соприкосновении со своим страхом – один из признаков того, что вам необходимо лечение.

Любой из симптомов фобий доставляет много неприятных ощущений и полностью подчиняет себе волю человека. Он начинает менять свое поведение, что существенно ухудшает его жизнь. Например, при боязни открытых пространств человек добровольно приговаривает себя к домашнему аресту, никуда не выходит даже при необходимости.

Фобии

Возможные причины и пути лечения

В медицинской практике насчитывается несколько сотен видов фобий. Толчком к их возникновению в современном обществе могут быть:

• Наследственная предрасположенность. Иногда фобии передаются «по наследству» - если один из родителей страдал сильным страхом перед чем-либо, то у ребенка вполне может проявиться такая фобия, даже уже в зрелом возрасте.
  • Травма в детском или взрослом возрасте.
  • Стрессовое событие. Сильный стресс в личной или профессиональной жизни может стать причиной развития фобии. Стресс – распространенное явление, с которым часто сталкиваются жители мегаполисов. Поэтому, например, в Санкт-Петербурге лечение фобий пользуется спросом.

Мешающий человеку нормально жить симптом, например, клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств) или арахнофобия – боязнь пауков – это всего лишь вершина айсберга, в глубине психики может быть сокрыто все, что угодно. Моя методика – это сочетание всех необходимых инструментов психологии и психотерапии для лечения не симптома, а пациента. И даже правильнее сказать, не для лечения, а для оздоровления его психики. Традиционно фобию лечат тремя основными способами:

• психотерапия,
  • медикаментозное лечение,
  • дополнительные методы, такие как санаторно-курортное лечение, релаксация и прочее.

Я применяю в своей практике все, что может дать эффект, но методы задействую только при условии, если они не «задавливают» проблему, не «борются с боязнью пауков», а помогают моему клиенту стать настолько здоровым и гармоничным как личность, что его психика будет реагировать на пугающие ситуации правильно. А это, прежде всего, психотерапия. Лечение фобии проходит только при личной встрече в кабинете психотерапевта. Онлайн-консультации скорее всего не дадут результата. Поэтому у жителей Санкт-Петербурга в лечении фобий есть преимущество.

Возможно ли решить проблему самостоятельно?

Избавиться от фобии самостоятельно, как правило, затруднительно: человек понимает, что его страх иррационален, но ничего не может с ним поделать. В этом случае лучше обратиться к психотерапевту, практикующему лечение фобий.