Работа с вниманием для появления психотерапевтических изменений

01.06.2018

Часть 1: О внимании в терапии и о механизмах расширения осознаваемого 

«Психотерапия — это процесс выращивания внимания к себе и обучение чувствительности к процессу и у клиента, и у терапевта» (Елена Калитеевская) 

В первой части расскажу не столько о внимании клиента, сколько о внимании терапевта, направленном на клиента. Это внимание помогает клиенту расширять своё восприятие. Терапевт, взаимодействуя с клиентом: 
- во-первых, замечает очень много из того, на чём клиент не сфокусирован (и, возможно, даже не может сфокусироваться, потому что восприятие заблокировано психологическими защитами); 
- а, во-вторых, предполагает возможные «слепые зоны» клиента и их динамику и создаёт условия для того, чтобы поддержать движение клиента при взаимодействии с «неосознаваемым» им. 

Внимание терапевта в связи с клиентом помогает предположить и заметить то, что находится в бессознательном клиента или в его «неосознаваемом». 

Приведу пример, который использовал Ф. Перлз для иллюстрации сознательного и бессознательного. В данном примере Перлз демонстрировал более гибкую описательную модель, чем известный образ З. Фрейда (про сознательное как «вершину айсберга» и бессознательное как его «подводную часть»), в которой есть динамика перехода одного в другое. 

В примере Перлза бессознательное называется «неосознаваемое в данный момент», а сознательное – «сознаваемое в данный момент». И для иллюстрации того, как одно переходит в другое, он предлагал представить мяч, который лежит на полу. Та часть мяча, которая касается пола, – это «осознаваемое в данный момент», а та зона, которая напрямую не касается пола, но находится в границах мяча, это «зона ближайшего осознавания». То, что находится за переделами мяча, – это бессознательное или «неосознаваемое в данный момент». 

Для того, чтобы заметить «зону ближайшего осознавания», необходимо расфокусироваться или просто «посмотреть по краям». Например: сейчас вы смотрите на монитор и сфокусированы на тексте, а если вы посмотрите «по краям зрения», то увидите много больше, это будет «зона ближайшего осознавания». Её заметить довольно легко, хотя часто для того, чтобы обратить внимание на эту зону нужен другой человек, который напомнит про её существование. Как, например, в со всеми происходившей ситуации, когда какое-то раздражающее событие, скажем, неприятный звук, с которым мы ничего не можем поделать, мешало, но со временем мы про него «забыли» и перестали на него отвлекаться. То есть включилась определённая сфокусированность сознания, а лишнее перестало быть тем, с чем мы контактируем в данный момент и исчезло из фокуса. Если такая «забытость» глубока, то мы порой в расслабленном состоянии начинаем чувствовать, что «что-то не так», но давно не замечаемый звук вспоминается далеко не сразу. И тогда случайно зашедший в комнату человек своим восклицанием «А что это у тебя здесь звенит?» обращает наше внимание, и мы тотчас вспоминаем о звуке и понимаем причину нашего дискомфорта. 

Вот так и терапевт, например, замечает, что вы блокируете дыхание, напряжены, стараетесь подавить какие-то эмоции постоянно переводите тему, сталкиваясь в разговоре с трудным или неприятным и т.д., а вы вслед за ним обращаете на это внимание и мгновенно видите происходящее и источник психологического дискомфорта. Это осознание помогает вам быть в большем контакте с реальностью, увидеть большее и, возможно, сделать выборы в связи с ситуацией – те, которые раньше были недоступны. То есть даже простое расширение осознанности на «зону ближайшего осознавания» может существенно изменить ваше состояние и выборы. 

Для расширения осознания на следующий зоны, «находящиеся за пределами мяча», то есть на «неосознаваемое в данный момент» придётся приложить гораздо больше усилий. То есть понадобится как бы перемещать или позволять перемещаться вышеуказанному «мячику внимания», потому что это лежит за его пределами и в быстром режиме недоступно. А значит, нужно понимать – «куда, на что или как» смотреть, чтобы расширять осознаваемое. 

Психотерапевт помогает выделить те зоны, куда важно «катить мячик внимания». 

Много работы происходит за пределами психотерапии. Когда, во-первых, процессы, которые, были осознаны на психотерапевтической сессии, начинают замечаться в жизни за пределами кабинета и полученный опыт интегрируется практически. А, во-вторых, происходит много самостоятельного поиска по расширению восприятия на «зону ближайшего осознавания» и попытки проникнуть в зону бессознательного или «неосознаваемого в данный момент». 

Во второй части поговорю о пассивном и активном вариантах внимании, о его использовании клиентом и приведу примеры.

Автор: Константин Ольховский, психолог и психотерапевт