Мозг подростков более гибок и приспособлен для обучения

26.05.2017

То, что молодым легче дается учеба и приобретение опыта, а, следовательно, и успеха они добиваются большего, чем взрослые, ученым было известно давно. Но вот «заглянуть в голову» подросткам получилось совсем недавно. Выяснилось, что во всем виноваты два очага в мозге, обычно несвязанные друг с другом, но у несовершеннолетних в процессе учебы они активно взаимодействуют. Гиппокамп и полосатое тело — это их специфическое сочетание помогает подросткам лучше усваивать знания и обрабатывать получаемую информацию. Уникальная схема деятельности мозга настроена природой на приспособление подрастающего поколения к сложной среде.

Еще на один момент обратили внимание ученые — вознаграждение. Поведение молодых людей нацелено на удовлетворение собственных потребностей и вознаграждение в процессе обучения, в отличие от взрослого поколения, влияет на него определяющим образом, Исследовательская группа Джульетты Давидов из Гарварда решила выяснить видна ли эта разница в ориентации на вознаграждении в мозге.

К эксперименту были привлечены 41 подросток (13 - 17 лет) и 31 взрослый (20 - 30 лет), которые участвовали в учебной игре, основанной на распознавании изображений.

Суть задания состояла в том, чтобы предугадать действия бабочки — какому из двух изображенных цветков она отдаст предпочтение. В случае верного ответа на экране появлялось слово «правильно», в случае ошибки — «неправильно». Мозговую активность испытуемых в процессе игры фиксировали посредством МРТ (магнитно-резонансной томографии).

В результате исследования выяснилось, что подростки меньше ошибались, чем взрослые, благодаря лучшей усвояемости схемы игры. Отличие в показателях успешности возрастных групп оказалось вовсе не в различной активности полосатого тела мозга (ключевого игрока в обучении по вознаграждению), как изначально предполагали исследователи. В течение учебной игры гиперактивность в мозге подростков демонстрировал гиппокамп, при этом наблюдалась согласованность его деятельности с работой полосатого тела — оба участка мозга взаимодействовали.

Чтобы понять механизм совместной работы двух участков мозга, начальную игру усложнили. Одновременно с «правильно» — «неправильно» на экране появлялась еще одна картинка, не касавшаяся темы игры. Результат удивил ученых — чем сильнее проявлялось взаимодействие между гиппокампом и полосатым телом, тем лучше молодые люди со временем вспоминали «постороннее» изображение.

Вероятнее всего, специфическая схема мозговой деятельности молодежи предопределена механизмом приспособления, выработанным в процессе эволюции, благодаря которому учиться и запоминать им гораздо легче, чем взрослым.

Несовершеннолетние стремятся к независимости и их мозг исключительно приспособлен к адаптации в реалиях окружающего мира, — подводят итог исследованию ученые.

Последние достижения науки и исследования, связанные с мозгом, — сфера интересов практикующего врача-психотерапевта, психолога Константина Ольховского. В его багаже более 12-ти лет собственного опыта работы с детьми и подростками, а также со взрослыми и с семьями (в диапазоне: от консультирования, до лечения неврозов и пограничных расстройств). Понимание процессов, происходящих в мозге, которые определяют поведение человека, — ключ к решению многих его комплексов и психологических проблем.