Высокие оценки на экзаменах определяются наследственностью

03.07.2017

Оказывается, высокая успеваемость определяется не только уровнем интеллекта, но и передается по наследству. К такому выводу пришла международная группа ученых, генетиков и психологов, после масштабного исследования, в котором приняли участие почти 7000 пар близнецов вместе со своими родителями.

В выборку входили однояйцевые близнецы, двуяйцевые одного и разных полов. Все они прошли анкетирование, легшее затем в основу базы данных, содержащую 83 параметра. Их в свою очередь разделили на 9 категорий, в том числе: общий интеллект, самоэффективность, личные качества, поведенческие мотивы, удовлетворенность жизнью, состояние здоровья, школьная и домашняя среды.

Каждый из параметров и их корреляции между собой, а также сравнение данных для разных категорий пар близнецов раскрыли исследователям тайну успешной учебы — наследуемость интеллекта полностью проиграла наследуемости оценок за экзамены. И даже не ей одной, успешность в освоении знаний определяет целая система признаков, формируемых на генетическом уровне.

Ученые считают, что при равных условиях, в которых находятся обучаемые, на первый план выходят различия наследственного характера. А значит, повсеместное применение унифицированных образовательных методик неприемлемо, так как из-за разницы переданных родителями способностей дети априори будут в неравных условиях.

Еще один немаловажный, полученный в результате исследования — выявление ненаследственных параметров, влияющих на успехи в учебе. Такие тоже нашлись. В их число вошли удовлетворенность школой и домом, а также психологическая комфортность внутреннего состояния. Влиять на эти параметры достаточно легко, и они также повышают успехи в учебе.

Взглянуть на проблемы школьника со стороны, разобраться в причинно-следственных связях и дать верное направление к решению конфликтов может только опытный психолог. Более 12 лет практики семейного консультирования, работы с подростками и родителями имеет врач-психотерапевт Константин Ольховский. Его большой опыт работы с различными пациентами (от консультирования до лечения неврозов) позволяет утверждать, что нет таких проблем, которые нельзя было бы решить.